★ ФИЗИК, ХУДОЖНИК ВИКТОР КАТЮЩИК (viictor) wrote,
★ ФИЗИК, ХУДОЖНИК ВИКТОР КАТЮЩИК
viictor

Category:

Буратины. Мастерская Виктора Катющика.

Куклы данной серии созданы без использования морилок и красителей и были собраны из кусочков древесины различных пород и оттенков. Конструкция кукол разработана мастером и в лучшую сторону отличается от классической «марионеточной» схемы:

















живопись Катющика: http://viictor.livejournal.com/3386.html

значительно большая подвижность всех частей тела, и при этом шарниры практически «не лезут в глаза», а суставы не выворачиваются в обратную сторону.
Каждая кукла собрана из самых разных элементов, число которых в составе одной куклы может доходить до 127 штук. При этом все детали изготовлены из дерева. Без исключений. И это довольно большой объем работ: одна кукла делается в течение нескольких месяцев.
На тыльной стороне кукол методом прессования непосредственно в древесине выбиты порядковый номер и личное клеймо Виктора Катющика, состоящее из его портрета в профиль, имени и фамилии.

Природные материалы всегда имели и будут иметь негласное преимущество над заменителями. Дерево – уникальный натуральный материал, богатейшая цветовая палитра, необыкновенные узоры, созданные самой Природой.

Дерево
Сегодня на российском рынке представлено множество фирм, торгующих ценными породами древесины. Такие предложения особенно широко представлены в Интернете. Проблем с выбором нет, но определенные трудности вызывает стоимость такого материала: килограмм некоторых экзотических и редких пород дерева может обойтись в несколько сотен долларов. И это, пожалуй, не прихоть поставщика, а реальное положение дел.
Печально, но вырубка тропических лесов привела к исчезновению некоторых уникальных пород, правда, их древесину еще можно изредка встретить на складах заготовителей. Статус таких материалов достаточно высок. Некоторые породы дерева сейчас более труднодоступны, чем бивень мамонта: если запасы бивня еще сохраняются в вечной мерзлоте, то в ряде случаев ресурс по редкой древесине безвозвратно утерян. Так что для коллекционера кукол сохраняется экологически грустная, но экономически привлекательная перспектива стать обладателем куклы, выполненной из уже несуществующего в природе материала.
Если вы впервые приступили к изготовлению деревянной куклы, рекомендую набираться опыта на менее дорогостоящих породах, например, на кедре и липе. Они легки в обработке.
Выбор породы дерева для изготовления куклы – дело вторичное, к тому же все они пригодны для такого использования. В первую очередь нужно смотреть на качество древесины. Она должна быть хорошо просушена промышленным или естественным способом. Так, для данной коллекции кукол я выбирал материал, имеющий просушку 10-25 лет.
Приобретая древесину для изготовления куклы, необходимо помнить, что в процессе обработки часть его будет превращена в бесполезные стружки и обрезки. Поэтому закупайте материал с некоторым запасом, и чем меньше у вас опыта – тем больше должен быть запас.

Инструмент

Клей
Некоторые детали куклы – такие как, например, две половинки головы куклы – соединяются между собой с помощью клея*. Выбор клея принципиального значения не имеет. Части дерева склеиваются задолго до шлифовки и покрытия пропиткой или лаком. Если вы не занимаетесь склейкой дерева в промышленных масштабах, могу посоветовать довольно удобный в обращении "Момент столяр", всегда есть в торговой сети. Удобен в частности тем, что заполняет собой все незначительные полости, дефекты заготовки и трещины. В склеивании дерева основным является даже не выбор клея (хотя и это важно), а наличие пресса или струбцин, позволяющих зафиксировать (зажать) место склейки.

*Примечание. Для соединения массивов древесины между собой, помимо клея, используются шканты – откалиброванные прутки древесины твердых пород (например, береза или напиленный вдоль бамбук).

Шлифовка
При шлифовке деревянных поверхностей применяется наждачная бумага, обычно со стеклянным абразивом. Другую наждачную бумагу, тем более не предназначенную для обработки древесины, лучше не использовать. Иначе вы рискуете испортить ваше изделие вследствие проникновения абразива в волокна дерева.

Пропитки и лаки
Покрытие куклы осуществляется нанесением лака или пропитки. С выбором лака у вас не должно возникнуть проблем: в магазинах представлен большой ассортимент. Лично я предпочитаю работать с пропитками. Причин тому несколько: во-первых, покрытие из лака не всегда выдерживает удары и падения, трескается, и изделие портится, а пропитанной поверхности такие проблемы не страшны; во-вторых, в ряде случаев пропитка придает изделию более эффектный внешний вид.
Поделюсь с вами рецептом простейшей, но весьма удачной пропитки: в малом количестве живичного скипидара растворяете кусочек натурального пчелиного воска, вот и все. Оба ингредиента всегда имеются в продаже. Сама пропитка наносится тампоном в несколько слоев. Обработанная ею древесина имеет весьма благородный внешний вид. Примечательно, что этот способ известен очень давно, и большинство старинных деревянных изделий, покрытые подобными пропитками, прекрасно сохранились и по сей день.

Голова
Существуют 2 способа изготовления головы: из цельного куска дерева и из двух половинок, совмещенных по линии носа. Предпочитаю второй вариант, поскольку так достигается однородная фактура по всему лицу** и уменьшается общий вес куклы ( имеется возможность сделать голову полой)***.

**Примечание. Для этого желательно использовать заготовки, сделанные из одной доски. Совмещать их следует по волокнам.

***Примечание. В соединяемых деталях еще до склейки выбираются полости. Без этого не обойтись, если вы используете ценные породы дерева, которые в большинстве своем имеют большую плотность. Вес куклы из цельных кусков дерева может превысить десяток килограммов.


Глаза
Не нарисованы, а выполнены инкрустацией – собраны из кусочков дерева. Делаются поэтапно, по принципу «от большего к меньшему», «от более светлого к более темному»****. Белок вклеивается первым, в нем выбирается углубление под радужную оболочку глаза, в которое и вклеивается нужный кусочек дерева. Последним вставляется зрачок – в соответствующее углубление в радужной оболочке.

****Примечание. Эффект достижим даже в одном виде древесины. Если вырезать ровный кубик из того же кедра, то его грани будут иметь разный цвет в продольном и поперечном сечении. Вдоль по волокнам срез всегда светлее. Срез поперек волокон – темнее, и разница весьма ощутима.
Располагая древесину соответствующим образом, легко подобрать требуемое сочетание.
А можно и сразу воспользоваться более светлой породой дерева. Например, береза в продольном срезе довольно светла и дает яркий контраст в сочетании с тем же кедром.

Уши
Делаются из отдельных кусочков дерева и затем приклеиваются к голове куклы. Это сокращает объем работ по сравнению тем, если бы голова и уши были выполнены из единого массива. К тому же это позволяет использовать небольшие заготовки и оставшиеся обрезки.

Суставы
Самый подвижный сустав – плечевой. Если локоть или колено сгибаются только в одном направлении, то плечо требует большего диапазона движений: соединение должно не только позволять поднимать и опускать руку, но и поворачиваться вокруг своей оси.
При создании марионеток и других театральных кукол чаще всего используют два металлических кольца, соединенные между собой (в качестве кольца удобно использовать шурупы с кольцевой головкой). Но тогда кукла не будет полностью деревянной, поэтому я разработал оригинальный деревянный шарнир.
Делаю правильный плоский диск с отверстием посередине, врезаю его в заготовку руки и закрепляю с помощью деревянной оси (ось № 1)*, вставленной в отверстие. Диск должен плотно сидеть в заготовке и одновременно достаточно свободно вращаться в ней.
Другой деревянной осью (ось № 2), закрепленной в ребре диска, скрепляю шарнир с телом куклы. Это соединение должно позволять оси № 2 вращаться и в то же время не «вылетать» из тела куклы. Добиться этого можно следующим образом: проточить на оси канавку в месте сопряжения с телом куклы, вставить фиксатор любой конструкции в тело куклы и, в результате, надежно закрепить ось, сохранив при этом возможность вращения. В роли фиксатора может выступать вставленный в подготовленное отверстие деревянный столбик из плотной, износоустойчивой породы дерева.
Шарнир такой же конструкции подходит и для локтевых, и для коленных суставов куклы. Только в этом случае их подвижность придется ограничить, иначе они будут выворачиваться наружу. Простейший ограничитель – небольшой деревянный столбик, укрепленный в диске или заготовке.


Кукла выполнена из сибирского кедра. Для лица были выбраны заготовки, содержащие заболонь – светлый наружный слой древесины, находящийся под корой, - и выпиленные из комлевой (нижней) части дерева, поскольку здесь слой заболони толще. На тонких стволах толщина его незначительна, а на старых деревьях доходит до 10 см. Древесина кедра со временем приобретает насыщенный янтарный оттенок, но к заболони это не относится: она всегда остается такой же светлой. Использовать эту особенность можно не только при изготовлении головы, но и других частей тела.


Самая деревянная кукла.

Ведущий марионетолог, кавалер ордена Папы Карлы почётный секретарь Общества Куклаистов господин Играйтис , на праздновании трехсотлетия Урфина Джуса .заявил буквально следующее “более деревянных кукол нам видеть еще не приходилось”. А поскольку нетленные мощи Буратино разбросаны по всему миру и очень плохо сохранились, молиться уже собственно не чему , призовём выбрать ориентиром для элитного куклостроения воистину деревянную игрушку соструганную добрыми и заботливыми руками.

Кто держал в руках настоящего деревянного Пинокио?
Какой коллекционер не включил бы его в своё собрание?

В далёком сибирском городе Абакане обнаружен верный последователь дела Урфина Джуса –свободный художник Виктор Катющик.
Его деревянные человечки, собранные без единого гвоздя, имеют поразительную подвижность и принимают любые положения ,свойственные человеческому телу.
Природные материалы всегда имели и будут иметь негласное преимущество над всевозможными пластиками и разного рода заменителями. Дерево - уникальный материал, богатейшая цветовая палитра. Оно, может как оживший кусок янтаря, на ярком солнечном свете приобретать всевозможные оттенки, порой трудно оторвать взгляд от необыкновенных узоров, нарисованных самой Природой.
При изготовлении кукол Виктор не использует морилки и красители. Цветовое решение достигается посредством подбора древесины различных оттенков. Даже глаза у кукол не нарисованы, а выполнены из тщательно подобранных по цвету кусочков дерева.
Каждая кукла , состоит из большого количества составных частей, число которых доходит до 127 штук. Все детали, включая даже самые мелкие, выполнены исключительно из дерева. Только представьте сколько времени необходимо затратить, чтобы каждую из них изготовить, отшлифовать и обработать. Воистину, этот автор легких путей не ищет. На изготовление одной куклы уходит несколько месяцев.
Художники- люди творческие, и зачастую весьма разносторонние. И это в полной мере относится к Виктору.
Есть такая приговорка –« паяю, клепаю, сглаз прогоняю, сею, отпеваю, валенки подшиваю». Конечно,-нельзя быть специалистом во всем. Однако выставки живописи Виктора бьют рекорды по посещаемости, по радио транслируют его литературные «изыскания», в научных журналах публикуют его статьи на тему (только вдумайтесь!) - «функции-характеристики материи» и «составляющие сил гравитации» и т. д., а также на сайте http://man.khakassia.ru Складывается впечатление, что прожито уже лет эдак сто сорок, да всё в трудах созидательных, и вот, наконец-то и пришла пора делать настоящие куклы.
Какие причины могут заставить человека отложить все дела в дальний ящик и не на шутку сделаться кукольных дел мастером?
Ответ найдётся врятли , но его можно поискать в картинах Виктора .
В них можно встретить различных персонажей, и земных и завтрашних но в каждом образе есть нечто, до боли рукотворное а местами просто кукольное.
Конструкция кукол полностью разработана Виктором. На ее проектирование ушло более двух лет. Действительно, куклы в лучшую сторону отличаются от классической «Буратиновой» схемы .Значительно большая подвижность ,и при этом шарниры практически «не лезут в глаза» ,а суставы не выворачиваются в обратную сторону.
На тыльной стороне кукол методом прессования, непосредственно в древесину, выбит порядковый номер и клеймо, состоящее из портретного барельефа автора в профиль, его имени и фамилии. Клеймо это отдельная история. Мы привыкли видеть на авторских изделиях подпись, порой изящную, порой не очень, изредка штамп. На куклах Катющика стоит, выполненное на уровне, портретное клеймо. Это придаёт некую дополнительную основательность предмету.
В целом подход серьёзный. По нашей оценке Виктор имеет все шансы стать признанным Мэтром в куклостроении.
Глядя на эти куклы, невольно ловишь себя на мысли, что сложно на первый взгляд определить когда они созданы: сейчас, либо в далекие средние века по заказу знатного вельможи. На них просто невозможно смотреть как на игрушку. Деревянные человечки создают фактор присутствия. Трудно избавиться от ощущения, что рядом кто то есть . Дровики, (так их называет автор)-это игрушки ,созданные для взрослых. Почему Дровики? Пожалуйста почитайте этот отрывок из расказа написанного виктором.
В тени вечнозелёного бамзелюка.
Народ дровиков хоть и был довольно многочислен, но все дровики знали друг друга в лицо, дружили и помогали друг другу. Во время грозы молодые дровики собирались под деревом в надежде, что грозой сорвёт ветку и из неё потом можно будет сострогать себе жену. Это можно делать только из бамзелюка, но только один раз дерево даёт дровику нужную ветку. Из других пород дерева женщины вообще не получаются.
Задача не из лёгких - подхватить ветвь на лету, иначе от удара из неё вышибится дух и кроме как на растопку она никуда не сгодится. Потом ветку надо долго сушить - иначе жена будет очень скрипучей.
Пока ветка сохнет, нужно тщательно продумать - какую жену ты хочешь сострогать. Здесь конечно свобода полная, полёт для фантазии, если хочешь - высокую, хочешь - низкую, стройную, да какую угодно, на сколько ветки хватит.
В строгании жён дровики большие специалисты. Строгать жену - одно удовольствие. Многие так увлекаются, что строгают до самой старости. Жена получается гладкая и блестящая, но если увлечься, можно и устрогать жену в опилки. Это хоть и редко, но всё же случалось, и тогда несчастный дровик
-------- продолжение сказки:
http://www.proza.ru/2011/12/08/143

Специально для журнала «КУКЛЫ»
Александр Лаврентьев

Тексты из журналов (все подряд):

Природные материалы всегда имели и будут иметь негласное преимущество над заменителями. Дерево - уникальный натуральный материал, богатейшая цветовая палитра, необыкновенные узоры, созданные самой Природой.

При изготовлении данной серии кукол не использовались морилки и красители. Цветовое решение достигнуто посредством подбора древесины различных оттенков. Глаза у кукол не нарисованы, а выполнены из подобранных по цвету кусочков дерева.
Каждая кукла , состоит из большого количества составных частей, число которых доходит до 127 штук. Все детали, включая даже самые мелкие, выполнены исключительно из дерева. Это довольно большой объем работ. На изготовление одной куклы уходит несколько месяцев.
Конструкция данной серии кукол разработана мастером. Куклы в лучшую сторону отличаются от классической «Буратиновой» схемы . Значительно большая подвижность , и при этом шарниры практически «не лезут в глаза» , а суставы не выворачиваются в обратную сторону.
На тыльной стороне кукол методом прессования, непосредственно в древесину, выбит порядковый номер и клеймо, состоящее из портретного барельефа автора в профиль, его имени и фамилии.



Для изготовления куклы пригодно большинство пород дерева.

(фото)
Голова куклы может выполняться из цельного куска дерева . Однако более удачным вариантом является изготовление головы из двух половинок (совмещённых по линии носа). Это позволяет добиться однородной фактуры на обоих сторонах лица куклы. Для совмещения фактуры дерева на лице куклы достаточно использовать заготовки вырезанные е из одной доски и совмещённые между собой по волокнам.
Кроме того предложенный подход позволяет облегчить куклу, выбрав при изготовлении (до склейки) полости в соединяемых деталях. Это особенно важно если в качестве материала выбраны экзотические породы дерева. Они довольно часто имеют большую плотность и если не сделать куклу полой изнутри её вес может превысить десяток килограммов.



При изготовлении головы куклы из сибирского кедра можно достигнуть интересного эффекта – высветления лица куклы. Для этого используется заготовка содержащая заболонь.

(фото)
Заболонь – это более светлый наружный слой древесины находящийся под корой.
И если древесина кедра со временем приобретает насыщенный янтарный цвет, то к заболони это практически не относится . Заболонь остаётся неизменно светлой.
Найти заготовку с достаточным слоем заболони можно в досках напиленных из комлевой (нижней) части дерева. (В верхней части дерева слой заболони значительно тоньше).


продолжение:
http://viictor.livejournal.com/188145.html

Tags: деревянная кукла, куклы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments